Инклюзивное образование

 

 

Помощь людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями

Помощь детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями

 

 В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

   В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.1 ч.5 ст.5 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

   Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.

   Инклюзивное образование - это:

  • Гуманизация отношений участников образовательного процесса
  • Новое, более высокое качество дидактики, оптимально подкрепляемое материальной базой; профессиональный рост преподавателя
  • Ученик, абитуриент, студент - центральная фигура в учебном плане
  • Гибкая методика преподавания предметов, наличие оптимальной образовательной среды
  • Снижение числа неуспевающих, повышение качества знаний обучаемых; всемерное развитие природных дарований
  • Открытость образовательного процесса и стратегий образования 
  • Углубление инклюзивности общества - комфортности жизни для всех; совершенствование материальных и духовных основ общества
  • Устранение всех видов дискриминации; содействие в реализации жизненных целей

 

   Создание в Югре условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов 

   В связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

   Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 декабря 2013 года № 543-п утверждено « Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

   Данным документом регламентируются вопросы организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) в образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и определен порядок взаимодействия между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, муниципальными органами, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательными организациями.

   Для создания условий получения инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) в округе формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

 

Инклюзивное образование в г. Нягани

  В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, т.е. в образовательных организациях создаются условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья путем введения инклюзивного образования.

Правительство РФ ставит перед нами задачу: изменять по возможности отношение к детям-инвалидам у сверстников, учителей, общественности, родителей. Никто не виноват в том, что у ребенка-инвалида присутствует какая-то особенность. Мы же не показываем пальцем на людей с голубыми или карими глазами. Окружающий нас мир и людей принимаем такими как есть, поэтому мы должны понимать, что инвалид равноправный член общества, с такими же правами и обязанностями. Однако заметим, что необходимо при наличии ограниченных возможностей здоровья создать таким детям равные стартовые возможности, а конкретнее – условия для получения образования. Такими условиями называется универсальная безбарьерная среда.

 Безбарьерная среда – входная группа: въездной пандус, перила, автоматические двери, противоскользящее покрытие, тактильная плитка, обозначения на двери (требование: во всех образовательных организациях).

 Универсальная среда – каровые, материально-технические условия, специальные учебные принадлежности. А также обучение ребенка по специальным адаптированным программам, в соответствии с заболеванием и компенсирующим возможности (требование: в 20% образовательных организациях).

 Приказом Комитета образования и науки от 24.11.2016 №593/а «Об утверждении плана-графика («дорожной карты») введения инклюзивного образования» определены учреждения, в которых обеспечены условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным программам:

- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад № 2 «Сказка» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабослышащих, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи;

- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 6 «Рябинка» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, глухих с кохлеарным имплантом, с умственной отсталостью легкой степени, слабовидящих;

- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад № 7 «Журавлик» комбинированного вида» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей слабовидящих, слепых;

- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития № 9 «Белоснежка» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью;

- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью;

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Средняя общеобразовательная школа №1» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития;

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Средняя общеобразовательная школа №2– обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей глухих, слабослышащих, с тяжелым нарушением речи, задержкой психического развития, с применением дистанционных технологий;

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Общеобразовательная средняя школа № 3» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам с применением дистанционных технологий; 

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Средняя общеобразовательная школа №4» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для слабовидящих детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития;

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Средняя общеобразовательная школа №6» имени Августы Ивановны Гордиенко  - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей глухих, с применением дистанционных технологий;

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Начальная общеобразовательная школа №9»– обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с тяжелым нарушением речи, задержкой психического развития, слабовидящих;

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Средняя общеобразовательная школа №14» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с задержкой психического развития

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Гимназия»- обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с применением дистанционных технологий.

 

 Во всех детских садах созданы условия для работы по реализуемым программам. В МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №7 «Журавлик» комбинированного вида» работает группа коррекции зрения со слабовидящими и слепыми детьми, в МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка» – группа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

 С июня 2014 года организовано проведение ежеквартального мониторинга по формированию универсальной безбарьерной среде для обучения детей-инвалидов.

 По результатам мониторинга определили, что:

– созданы условия универсальной безбарьерной среды в детских садах МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №2 «Сказка», МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №3 «Теремок», МАДОУ МО г. Нягань «Центр развития ребенка «Детский сад №4 «Веснянка» (2 корпус), МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №6 «Рябинка», МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития №9 «Белоснежка» и школах МАОУ МО г. Нягань «СОШ №1», МАОУ МО г. Нягань «СОШ №2», МАОУ МО г. Нягань «ОСШ №3», МАОУ МО г. Нягань «СОШ №4», МАОУ МО г. Нягань «СОШ №6» им.А.И.Гордиенко, МАОУ МО г. Нягань «НОШ №9», МАОУ МО г. Нягань «Гимназия»;

– созданы условия универсальной среды частично в детских садах МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №1 «Солнышко», МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»;

– МАОУ МО г. Нягань «СОШ №1», МАОУ МО г. Нягань «СОШ №2», МАОУ МО г. Нягань «ОСШ №3», МАОУ МО г. Нягань «СОШ №4», МАОУ МО г. Нягань «СОШ №6» им.А.И.Гордиенко, МАОУ МО г. Нягань «НОШ №11», МАОУ МО г. Нягань «Гимназия» соответствуют всем требованиям безбарьерной среды для детей-инвалидов.

Региональными пилотными площадками ХМАО-Югры по формированию безбарьерной и универсальной средам являются МАОУ МО г. Нягань «СОШ №2» и МАОУ МО г. Нягань «Гимназия».

 Доля специалистов, обученных методикам и технологиям педагогической работы с людьми с РАС и другими ментальными нарушениями:

- 67 педагогов – 98%, прошли курсы повышения квалификации, курсовую переподготовку по темам: «Современные технологии работы с детьми аутистического спектра», «Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду», «Инклюзивное и интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения», «Олигофренопедагогика, проектирование и реализация образовательного процесса для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», «Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Современные технологии работы с детьми аутистического спектра», «Особенности организации и осуществления образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья», «Организация инклюзивного образования с ограниченными возможностями здоровья», «Обучение детей с задержкой психического развития в соответствиями требованиями ФГОС»;

- 104 человека прошли курсы повышения квалификации, посетили семинары, вебинары, круглые столы по повышению профессиональной компетентности в вопросах раннего выявления, обучения и воспитания, психолого-педагогического, социального и правового сопровождения детей и подростков с РАС, оказания им комплексной помощи.

 По рекомендациям территориальной ПМПК обучаются в рамках  инклюзивного образования 42 воспитанника детских садов, и 31 учеников  1-11 классов.

 Введение и координация инклюзивного образования осуществляется через Координационный совет по введению инклюзивного образования.


 

 

Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия города Нягани

 


 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Концепция развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном инклюзивном образовании детей"
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 №430-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Доступная среда в Ханты-Мансийском атономном округе - Югре на 2014-2020 годы"»
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.12.2013 №543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском атономном округе - Югре»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №792-р
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2181-р

 

 

 

 

 

 

 


 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ: 

  1. Проект центра «Взаимодействие» - «Инклюзия»;
  2. Любовь Ковешникова: Мы продолжаем развивать инклюзивное образование;
  3. Инклюзивное образование в России. Интервью с Н.Н. Малофеевым;
  4. Инклюзивное образование в России.

 


 

В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 30.09.2015 № 07-3154; письмом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 02.10.2015г. №10-Исх.-10109  в образовательных организациях города Нягань был проведён  «Самый Большой Урок в Мире». 

Дата последнего обновления страницы 12.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»