Инклюзивное образование - Комитет образования и науки Администрации г.Нягани

Комитет образования и науки Администрации города Нягани
Перейти к контенту
Школы нашего города
Сады нашего города

Инклюзивное образование

Родителю
    
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от  27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное  образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех  обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и  индивидуальных возможностей.
    В целях реализации права каждого человека на образование  федеральными государственными органами, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления  создаются необходимые условия для получения без дискриминации  качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,  для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания  ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических  подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов  общения и условия, в максимальной степени способствующие получению  образования определенного уровня и определенной направленности, а также  социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации  инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.1  ч.5 ст.5 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации»).
    
Основная задача инклюзивного образования - создание  доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать  знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в  постановке и достижении жизненных целей.
    
Инклюзивное образование - это:

  • Гуманизация отношений участников образовательного процесса
  • Новое, более высокое качество дидактики, оптимально подкрепляемое материальной базой; профессиональный рост преподавателя
  • Ученик, абитуриент, студент - центральная фигура в учебном плане
  • Гибкая методика преподавания предметов, наличие оптимальной образовательной среды
  • Снижение числа неуспевающих, повышение качества знаний обучаемых; всемерное развитие природных дарований
  • Открытость образовательного процесса и стратегий образования
  • Углубление инклюзивности общества - комфортности жизни для всех; совершенствование материальных и духовных основ общества
  • Устранение всех видов дискриминации; содействие в реализации жизненных целей
    
Создание в Югре условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

    В связи с вступлением в силу нового Федерального закона от  29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено  понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к  образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых  образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
    Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры от 13 декабря 2013 года № 543-п утверждено « Положение об  организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями  здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
    Данным документом регламентируются вопросы организации  инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья  (детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) в  образовательных организациях, расположенных на территории  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и определен порядок  взаимодействия между Департаментом образования и молодежной политики  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органами местного  самоуправления муниципальных образований автономного округа,  муниципальными органами, осуществляющие управление в сфере образования, и  образовательными организациями.
    Для создания условий получения инклюзивного образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с  ОВЗ) в округе формируется сеть базовых образовательных учреждений,  реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих  совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
    
Инклюзивное образование в г. Нягани

    В рамках реализации государственной программы Российской  Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», в целях реализации права  каждого человека на образование федеральными государственными органами,  органами государственной власти субъектов Российской Федерации и  органами местного самоуправления создаются необходимые условия для  получения без дискриминации качественного образования лицами с  ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и  социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе  специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц  языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени  способствующие получению образования определенного уровня и определенной  направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе  посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными  возможностями здоровья, т.е. в образовательных организациях должны быть  созданы условия для обеспечения доступности качественного образования  для детей с ограниченными возможностями здоровья путем введения инклюзивного образования.
    
Правительство РФ ставит перед нами задачу: изменять по  возможности отношение к детям-инвалидам у сверстников, учителей,  общественности, родителей. Никто не виноват в том, что у  ребенка-инвалида присутствует какая-то особенность. Мы же не показываем  пальцем на людей с голубыми или карими глазами. Окружающий нас мир и  людей принимаем такими как есть, поэтому мы должны понимать, что инвалид  равноправный член общества, с такими же правами и обязанностями. Однако  заметим, что необходимо при наличии ограниченных возможностей здоровья  создать таким детям равные стартовые возможности, а конкретнее – условия  для получения образования. Такими условиями называется универсальная  безбарьерная среда.

Безбарьерная среда – входная группа: въездной пандус, перила,  автоматические двери, противоскользящее покрытие, тактильная плитка,  обозначения на двери (требование: во всех образовательных организациях).

Универсальная среда – каровые, материально-технические условия,  специальные учебные принадлежности. А также обучение ребенка по  специальным адаптированным программам, в соответствии с заболеванием и  компенсирующим возможности (требование: в 20% образовательных  организациях).
    
Приказом Комитета образования и науки от 24.11.2016 №593/а «Об  утверждении плана-графика («дорожной карты») введения инклюзивного  образования» определены учреждения, в которых будут обеспечены условия  для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным программам:

- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  муниципального образования город Нягань «Детский сад № 2 «Сказка» -  обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с  нарушением опорно-двигательного аппарата, слепых, слабовидящих;

- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего  вида  с приоритетным осуществлением деятельности по  познавательно-речевому направлению развития детей № 6 «Рябинка» -  обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с  нарушениями опорно-двигательного аппарата, глухих, слабослышащих, поздно  оглохших, с расстройством аутистического спектра, с интеллектуальным  дефектом, сложной структурой дефекта.

- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому  направлению развития № 9 «Белоснежка» - обучение по адаптированным  общеобразовательным программам для детей с задержкой психического  развития, глухих, слабослышащих, позднооглохших, с тяжелым нарушением  речи, умственной отсталостью;

- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  муниципального образования город Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка» -  обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с  задержкой психического развития;

- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  муниципального образования город Нягань «Средняя общеобразовательная  школа №1» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам  для детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития

- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  муниципального образования город Нягань «Средняя общеобразовательная  школа №2– обучение по адаптированным общеобразовательным программам для  детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, с тяжелым нарушением речи,  задержкой психического развития;

- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  муниципального образования город Нягань «Средняя общеобразовательная  школа №4» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам  для слабовидящих детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой  психического развития;

- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  муниципального образования города Нягань «Средняя общеобразовательная  школа №6» имени Августы Ивановны Гордиенко  - обучение по адаптированным  общеобразовательным программам для детей глухих, слабослышащих,  позднооглохших

- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  муниципального образования город Нягань «Начальная общеобразовательная  школа №9»– обучение по адаптированным общеобразовательным программам для  детей с тяжелым нарушением речи, задержкой психического развития,  слепых, слабовидящих. расстройствами аутистического спектра;

- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  муниципального образования город Нягань «Гимназия»- обучение по  адаптированным общеобразовательным программам для детей с нарушением  опорно-двигательного аппарата.

    В трех детских садах созданы условия для работы по  адаптированным программам. В МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №7  «Журавлик» комбинированного вида» работает группа коррекции зрения со  слабовидящими детьми, в МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»  – группа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
    
С июня 2014 года организовано проведение ежеквартального  мониторинга по формированию универсальной безбарьерной среде для  обучения детей-инвалидов.
    
По результатам мониторинга определили, что:

– созданы условия универсальной безбарьерной среды в детских садах  МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №2 «Сказка», МАДОУ МО г. Нягань «Детский  сад №3 «Теремок», МАДОУ МО г. Нягань «Центр развития ребенка «Детский  сад №4 «Веснянка» (2 корпус), МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №6  «Рябинка», и школах МБОУ МО г. Нягань «СОШ №1», МБОУ МО г. Нягань «СОШ  №2», МБОУ МО г. Нягань «ОСШ №3», МБОУ МО г. Нягань «СОШ №4»,МБОУ МО г.  Нягань «НОШ №9», МБОУ МО г. Нягань «Гимназия»;

– созданы условия универсальной среды частично в детских садах МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №1 «Солнышко»,

– муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»  будет соответствовать всем требованиям безбарьерной среды для  детей-инвалидов при наличии автоматических входных дверей.
    
Региональными пилотными площадками ХМАО-Югры по формированию  безбарьерной и универсальной средам являются МБОУ СОШ №2 и МБОУ  «Гимназия».
   
Во всех образовательных организациях создаются условия доступности.
    
В рамках реализации долгосрочной целевой программы  муниципального образования город Нягань «Формирование беспрепятственного  доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам  социальной инфраструктуры в муниципальном образовании город Нягань на  2014-2016 годы» освоено финансирование на сумму 1138 тыс. рублей имеются  пандусы в муниципальных образовательных организациях  «Общеобразовательная средняя школа №3», «Начальная общеобразовательная  школа №9», «Гимназия», «Средняя общеобразовательная школа №4».

  1. Обустройство парковочного места на автостоянке (МБОУ СОШ № 1,4,6,11,  Гимназия, МАДОУ № 1,3,4,5,6,7,8,9,10) – 80 тыс. руб., муниципальный  бюджет.
  2. Приобретение пандуса (МБОУ СОШ № 1) – 7500 руб. спонсорские инвестиции.
  3. Приобретение и установка подъемных платформ (МБОУ СОШ № 2,11) - 400 тыс. руб., муниципальный бюджет.
  4. Приобретение и установка информационно-тактильных знаков (МАДОУ № 11) - 46008 руб., внебюджет.
  5. Установка кнопки экстренного вызова персонала при входе в здание (МБОУ СОШ № 1,4,14, МАДОУ № 2,8,11) - 10760 руб., внебюджет.
  6. Обустройство возможности въезда инвалидов через центральную калитку  школы (МБОУ СОШ № 3,4)  - 1497553,1 руб., муниципальный бюджет.
  7. Повышение квалификации педагогических работников для обеспечения  обучения инвалидов, сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика - 60143,5  руб., внебюджет.
  8. Приобретение комплектов специализированной учебной мебели для  детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата – 326918 руб.  федеральный бюджет.
  9. Приобретение спортивного оборудования для занятий адаптивными видами  спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья в спортивных и  образовательных организациях - 553433,73 руб. федеральный бюджет.
  10. Оснащение образовательных организаций современным, специальным, в  том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием для  создания универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить  полноценную интеграцию детей-инвалидов с обществом - 6 957 895,4 руб.,  финансирование из различных источников.
   
Прошли курсовую подготовку специалисты образовательных организаций- 160 педагогов, в т.ч специалистов.
    По рекомендациям территориальной ПМПК обучаются в рамках   инклюзивного образования 43 воспитанника детских садов, и 25 учеников   1-8 классов.
   
Введение и координация инклюзивного образования осуществляется  через Координационный совет по введению инклюзивного образования.
    
В 2016-2017 годах в соответствии с планом-графиком («дорожной  картой») введения инклюзивного образования в ОУ планируется приобрести  специального оборудования для детей-инвалидов.
На 2016: план – 372690 руб., факт – 427 тыс. руб.
На 2017: план – 440 тыс.руб.



 
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Концепция развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре  
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном инклюзивном образовании детей"  
Постановление Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 №430-п «О  государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  "Доступная среда в Ханты-Мансийском атономном округе - Югре на 2014-2020  годы"»  
Постановление Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.12.2013 №543-п «Об  организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями  здоровья в Ханты-Мансийском атономном округе - Югре»  
Приказ Министерства  образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1015 «Об  утверждении порядка организации и осуществления образовательной  деятельности по основным общеобразовательным программам -  образовательным программам начального общего, основного общего и  среднего общего образования»  
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №792-р
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2181-р
Постановление Администрации  города Нягани от 11.05.2018г. № 1487 "Об утверждении  Порядка межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи  детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям с  генетическими нарушениями, детям из групп риска развития стойких  нарушений функций организма, из групп социального риска"
Комитет образования и науки
628181, г.Нягань, Ханты-Мансийский автономный огруг-Югра, Тюменская область, ул.Загородных, 7А, телефон / факс 8 (34672) 26-702 / 8(34672) 6-70-22
e-mail:
koin@admnyaga.ru
Назад к содержимому