ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Инклюзивное образование - Комитет образования и науки Администрации г.Нягани

Инклюзивное образование - Комитет образования и науки Администрации г.Нягани

Комитет образования и науки Администрации города Нягани
Перейти к контенту
Школы нашего города
Сады нашего города

Инклюзивное образование

Родителю

Информационные буклеты «Разные возможности – равные права»

    
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от  27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное  образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех  обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и  индивидуальных возможностей.
    В целях реализации права каждого человека на образование  федеральными государственными органами, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления  создаются необходимые условия для получения без дискриминации  качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,  для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания  ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических  подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов  общения и условия, в максимальной степени способствующие получению  образования определенного уровня и определенной направленности, а также  социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации  инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.1  ч.5 ст.5 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации»).
    
Основная задача инклюзивного образования - создание  доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать  знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в  постановке и достижении жизненных целей.
    
Инклюзивное образование в г. Нягани

В целях реализации права каждого человека на образование в образовательных организациях города Нягани созданы условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов путем введения инклюзивного образования.
Инклюзивное образование - форма образования, при которой каждому ребенку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
Для детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в муниципальных образовательных организациях создаются специальные условия.
В 2023-2024 учебном году в муниципальных образовательных организациях города обучаются 323 ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), из них 202 ребенка обучаются в общеобразовательных организациях и 121 ребенок посещает дошкольные образовательные организации.
Во всех детских садах и школах осуществляется реализация индивидуальных образовательных маршрутов детей-инвалидов и ведутся карты психолого-педагогического сопровождения.
В детских садах в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с ОВЗ реализуются адаптированные образовательные программы дошкольного образования.
   


В общеобразовательных организациях, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы:
Для детей-инвалидов и ОВЗ в образовательных организациях создается комфортная среда пребывания. В детских садах оборудованы кабинеты Монтессори, бассейны, кабинеты ЛЕГО-конструирования, кабинеты песочной терапии оборудованы скалодромы. В «Д/с №2 «Сказка» функционирует сенсорно-динамический зал «Дом Совы» в рамках реализации проекта «Совушкины объятия».
Для организации образовательного процесса учащихся с ОВЗ и инвалидностью в школах города оборудованы сенсорные комнаты, кабинеты логопеда, кабинеты педагога-психолога, комнаты Монтессори, мультимедийное оборудование, компьютерные программы для развития всех видов речевой деятельности-логопедический тренажер "Дэльфа-142.1", специализированные рабочие места для учеников, в соответствии с нозологией: увеличивающие приспособления и оборудования для изучения азбуки Брайля, звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования на основе беспроводного передатчика для учителя и универсальный приемник для ученика с нарушением слуха. Специальные велотренажеры «Трицепс-машина для инвалидов-колясочников», тренажер для рук и плеч, сухие бассейны, массажные дорожки.
Кабинеты специалистов оснащены современным оборудованием (интерактивные панели, столы, доски, сенсорные игровые панели, интерактивные развивающие игры).
В образовательных организациях с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ работают 168 педагогов, в том числе 85 специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей и педагогов. Из них: 31 – педагог-психолог; 29 - учителей-логопедов, 10 – учителей-дефектологов (олигофренопедагоги, сурдо- и тифлопедагоги), 10 – тьюторов, 3 – ассистента-помощника, 2 – инструктора по адаптивной физической культуре.
Для успешного формирования инклюзивной культуры, социальной толерантности, признания и уважения прав и достоинств каждого человека независимо от его способностей и убеждений проводятся мероприятия для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и их сверстников, родительской общественности и педагогического сообщества города в форме семинаров, круглых столов, родительских гостиных, консультаций, классных часов, бесед, привлечения детей-инвалидов к участию в различных мероприятиях: конкурсах, выставках, олимпиадах, в том числе в рамках мероприятий «Декады инвалидов».
По рекомендациям Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Нягани для детей с ОВЗ и инвалидностью при проведении итоговой аттестации создаются специальные условия: увеличение продолжительности экзаменов по учебным предметам, беспрепятственный доступ в аудиторию, туалетные помещения, наличие в пункте специальных кресел и приспособлений, присутствие ассистента (помощника), специальное оборудование рабочего места (конторка, кушетка для горизонтальной разгрузки позвоночника), оформление экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля, наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, возможность выполнения работы на компьютере и т.п.

На базе МАДОУ г. Нягани «Детский сад №2 «Сказка» и МАОУ г. Нягани «СОШ №2» работают два Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации. Ежегодно психолого-педагогическое сопровождение и оказание ранней помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ, не посещающим дошкольные организации, организуется в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Детского сада №2 «Сказка».
На базе МАДОУ г.Нягани «Д/с №2 «Сказка», МАОУ г. Нягани «Гимназия» осуществляют свою деятельность площадки по использованию опыта работы сетевого компетентностного центра инклюзивного образования «Инклюверсариум», организованного Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры. На данный момент образовательные организации города могут использовать методические рекомендации и положительный опыт работы «Инклюверсариума» для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
При детских садах «Сказка» и «Журавлик» функционируют автономные некоммерческие организации «Центр психолого-педагогической и социальной помощи «СоДействие» и «Волонтерский корпус «Журавлик. Крылья». Деятельность АНО направлена на создание условий для развития и реабилитации детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, создание системы ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью и их семьям, оказание необходимой помощи людям с инвалидностью.
Комплексное сопровождение инвалидов, детей-инвалидов, в том числе людей с ментальной инвалидностью в городе Нягани осуществляется согласно Плана Реализация Концепции развития комплексной системы реабилитации, абилитации и комплексного сопровождения инвалидов, детей-инвалидов, в том числе людей с ментальной инвалидностью, а также ранней помощи и сопровождаемого проживания на период до 2025 года в городе Нягани, утвержденного постановлением Администрации города Нягани от 18.04.2022 года №1083.

По вопросам организации обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов можно обращаться в Комитет образования и науки Администрации города Нягани по адресу: г.Нягань, ул. Загородных, д.7а, каб.108 или по телефону: 8(34672)26705 (доб.202).
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Приказ Комитета образования и науки от 09.07.2024 № 458 "Об организации инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях города Нягани"

Приказ Комитета образования и науки от 15.04.2024 № 254 "О создании муниципального сборника информационных и (или) методических материалов о наиболее эффективных технологиях, разработанных и (или) применяемых при организации комплексной реабилитации и комплексного сопровождения детей-инвалидов, в том числе детей с РАС и другими ментальными нарушениями"

Приказ Комитета образования и науки от 21.08.2023 № 470 "Об осуществлении учета детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, проживающих на территории города Нягани, и мониторинг исполнения рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Нягани муниципальными образовательными организациями"

Приказ Комитета образования и науки от 23.05.2022 № 323 "Об утверждении муниципального комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года)"

Приказ Комитета образования и науки от 31.08.2022 № 512 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожная карта") по реализации Концепции компелаксного сопровождения инвалидов, детей-инвалидов в образовательных организациях города Нягани до 2023 года"

Концепция развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре  

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном инклюзивном образовании детей"  

Постановление Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 №430-п «О  государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  "Доступная среда в Ханты-Мансийском атономном округе - Югре на 2014-2020  годы"»  

Постановление Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.12.2013 №543-п «Об  организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями  здоровья в Ханты-Мансийском атономном округе - Югре»  

Приказ Министерства  образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1015 «Об  утверждении порядка организации и осуществления образовательной  деятельности по основным общеобразовательным программам -  образовательным программам начального общего, основного общего и  среднего общего образования»  

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №792-р

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2181-р

Постановление Администрации  города Нягани от 11.05.2018г. № 1487 "Об утверждении  Порядка межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи  детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям с  генетическими нарушениями, детям из групп риска развития стойких  нарушений функций организма, из групп социального риска"
Комитет образования и науки
628181, г.Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, ул.Загородных, 7А, телефон / факс 8 (34672) 26-702 / 8(34672) 6-70-22
e-mail:
koin@admnyagan.ru
Назад к содержимому