Инклюзивное образование
Родителю
Информационные буклеты «Разные возможности – равные права»
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.1 ч.5 ст.5 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.
Инклюзивное образование в г. Нягани
В целях реализации права каждого человека на образование в образовательных организациях города Нягани созданы условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов путем введения инклюзивного образования.Инклюзивное образование - форма образования, при которой каждому ребенку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.Для детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в муниципальных образовательных организациях создаются специальные условия.В 2023-2024 учебном году в муниципальных образовательных организациях города обучаются 323 ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), из них 202 ребенка обучаются в общеобразовательных организациях и 121 ребенок посещает дошкольные образовательные организации.Во всех детских садах и школах осуществляется реализация индивидуальных образовательных маршрутов детей-инвалидов и ведутся карты психолого-педагогического сопровождения.В детских садах в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с ОВЗ реализуются адаптированные образовательные программы дошкольного образования.
В
общеобразовательных организациях,
осуществляющих инклюзивное обучение
детей с ограниченными возможностями
здоровья, разработаны и реализуются
адаптированные образовательные
программы:
Для
детей-инвалидов и ОВЗ в образовательных
организациях создается комфортная
среда пребывания. В детских садах
оборудованы кабинеты Монтессори,
бассейны, кабинеты ЛЕГО-конструирования,
кабинеты песочной терапии оборудованы
скалодромы. В «Д/с №2 «Сказка» функционирует
сенсорно-динамический зал «Дом Совы»
в рамках реализации проекта «Совушкины
объятия».
Для
организации образовательного процесса
учащихся с ОВЗ и инвалидностью в школах
города оборудованы сенсорные комнаты,
кабинеты логопеда, кабинеты
педагога-психолога, комнаты Монтессори,
мультимедийное оборудование, компьютерные
программы для развития всех видов
речевой деятельности-логопедический
тренажер "Дэльфа-142.1", специализированные
рабочие места для учеников, в соответствии
с нозологией: увеличивающие приспособления
и оборудования для изучения азбуки
Брайля, звукоусиливающая аппаратура
индивидуального пользования на основе
беспроводного передатчика для учителя
и универсальный приемник для ученика
с нарушением слуха. Специальные
велотренажеры «Трицепс-машина для
инвалидов-колясочников», тренажер для
рук и плеч, сухие бассейны, массажные
дорожки.
Кабинеты
специалистов оснащены современным
оборудованием (интерактивные панели,
столы, доски, сенсорные игровые панели,
интерактивные развивающие игры).
В
образовательных организациях с
детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ работают
168 педагогов, в том числе 85 специалистов,
осуществляющих психолого-педагогическое
сопровождение детей, родителей и
педагогов. Из них: 31 – педагог-психолог;
29 - учителей-логопедов, 10 –
учителей-дефектологов (олигофренопедагоги,
сурдо- и тифлопедагоги), 10 – тьюторов,
3 – ассистента-помощника, 2 – инструктора
по адаптивной физической культуре.
Для
успешного формирования инклюзивной
культуры, социальной толерантности,
признания и уважения прав и достоинств
каждого человека независимо от его
способностей и убеждений проводятся
мероприятия для обучающихся с инвалидностью
и ОВЗ и их сверстников, родительской
общественности и педагогического
сообщества города в форме семинаров,
круглых столов, родительских гостиных,
консультаций, классных часов, бесед,
привлечения детей-инвалидов к участию
в различных мероприятиях: конкурсах,
выставках, олимпиадах, в том числе в
рамках мероприятий «Декады инвалидов».
По
рекомендациям Территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии
города Нягани для детей с ОВЗ и
инвалидностью при проведении итоговой
аттестации создаются специальные
условия: увеличение продолжительности
экзаменов по учебным предметам,
беспрепятственный доступ в аудиторию,
туалетные помещения, наличие в пункте
специальных кресел и приспособлений,
присутствие ассистента (помощника),
специальное оборудование рабочего
места (конторка, кушетка для горизонтальной
разгрузки позвоночника), оформление
экзаменационной работы рельефно-точечным
шрифтом Брайля, наличие звукоусиливающей
аппаратуры коллективного и индивидуального
пользования, возможность выполнения
работы на компьютере и т.п.
На
базе МАДОУ г. Нягани «Детский сад №2
«Сказка» и МАОУ г. Нягани «СОШ №2»
работают два Центра психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи
обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных
программ, своем развитии и социальной
адаптации. Ежегодно психолого-педагогическое
сопровождение и оказание ранней помощи
детям-инвалидам и детям с ОВЗ, не
посещающим дошкольные организации,
организуется в Центре психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи Детского
сада №2 «Сказка».
На
базе МАДОУ г.Нягани «Д/с №2 «Сказка»,
МАОУ г. Нягани «Гимназия» осуществляют
свою деятельность площадки по использованию
опыта работы сетевого компетентностного
центра инклюзивного образования
«Инклюверсариум», организованного
Департаментом образования и молодежной
политики ХМАО-Югры. На данный момент
образовательные организации города
могут использовать методические
рекомендации и положительный опыт
работы «Инклюверсариума» для организации
обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов.
При
детских садах «Сказка» и «Журавлик»
функционируют автономные некоммерческие
организации «Центр психолого-педагогической
и социальной помощи «СоДействие» и
«Волонтерский корпус «Журавлик. Крылья».
Деятельность АНО направлена на создание
условий для развития и реабилитации
детей с инвалидностью и ограниченными
возможностями здоровья, создание системы
ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью
и их семьям, оказание необходимой помощи
людям с инвалидностью.
Комплексное
сопровождение инвалидов, детей-инвалидов,
в том числе людей с ментальной инвалидностью
в городе Нягани осуществляется согласно
Плана Реализация Концепции развития
комплексной системы реабилитации,
абилитации и комплексного сопровождения
инвалидов, детей-инвалидов, в том числе
людей с ментальной инвалидностью, а
также ранней помощи и сопровождаемого
проживания на период до 2025 года в городе
Нягани, утвержденного постановлением
Администрации города Нягани от 18.04.2022
года №1083.
По
вопросам организации обучения для детей
с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов можно обращаться в
Комитет образования и науки Администрации
города Нягани по адресу: г.Нягань, ул.
Загородных, д.7а, каб.108 или по телефону:
8(34672)26705 (доб.202).
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Приказ Комитета образования и науки от 09.07.2024 № 458 "Об организации инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях города Нягани"
Приказ Комитета образования и науки от 15.04.2024 № 254 "О создании муниципального сборника информационных и (или) методических материалов о наиболее эффективных технологиях, разработанных и (или) применяемых при организации комплексной реабилитации и комплексного сопровождения детей-инвалидов, в том числе детей с РАС и другими ментальными нарушениями"
Приказ Комитета образования и науки от 21.08.2023 № 470 "Об осуществлении учета детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, проживающих на территории города Нягани, и мониторинг исполнения рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Нягани муниципальными образовательными организациями"
Приказ Комитета образования и науки от 23.05.2022 № 323 "Об утверждении муниципального комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года)"
Приказ Комитета образования и науки от 31.08.2022 № 512 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожная карта") по реализации Концепции компелаксного сопровождения инвалидов, детей-инвалидов в образовательных организациях города Нягани до 2023 года"
Концепция развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном инклюзивном образовании детей"
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 №430-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Доступная среда в Ханты-Мансийском атономном округе - Югре на 2014-2020 годы"»
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.12.2013 №543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском атономном округе - Югре»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №792-р
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2181-р
Постановление Администрации города Нягани от 11.05.2018г. № 1487 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям с генетическими нарушениями, детям из групп риска развития стойких нарушений функций организма, из групп социального риска"